Сегодня среда, 15.07.2020: публикаций: 743
Интервью, мнения. Опубликовано 05.06.2020 17:26  Просмотров всего: 5961; сегодня: 112.

Особенности экономической ситуации в России – прогнозы и предложения

Особенности экономической ситуации в России – прогнозы и предложения

Эпидемия коронавируса создала в России, равно как и во всём мире, новую экономическую реальность. Однако по нашей стране в силу её ослабленной экономики и бессистемных действий властей инфекция продолжает наносить более сокрушительные удары.

Вряд ли будет преувеличением заявить, что мы столкнулись с самым серьёзным вызовом за последние 20 лет и стоим на пороге кризиса, готового превзойти по масштабам своих предшественников. Экономическая катастрофа 1998 года, события 2008-2009 и 2014-2015 годов покажутся нам приятными воспоминаниями, если мы не предпримем кардинальных действий по выводу России из начавшегося пике.

Пока же о том, что мы наблюдаем в настоящий момент, хотя это только начало скатывания в пропасть. Итак, только за полностью нерабочий апрель отечественный ВВП снизился на 28%, рублях – на 2,4 триллиона. По итогам второго квартала показатель уменьшится на 16%. Это в общем.

Что касается отдельных отраслей, то все они без исключения уходят в минус. Спад активности в обрабатывающей промышленности стал самым значительным с девяностых и, снова подчеркну, обвал экономики только входит во вкус. Лёгкая промышленность в целом уже просела наполовину, а по производству некоторых товаров ещё больше.

Отечественный автопром практически обнулился – выпуск автомобильного транспорта рухнул на 80%. А ведь это комплексная отрасль, на которую завязано множество других индустрий. Соответственно, на них проблемы таких заводов, как АвтоВАЗ, ГАЗ скажутся самым неприятным образом. Сейчас существуют прогнозы о сокращении выпуска автомобилей в стране на треть по итогам текущего года. Такое сокращение высокотехнологичной индустрии можно назвать словом «катастрофа».

Далее – авиаперевозки сократились в России более чем на 90%. И определённо не отыграют потери в ближайшие годы. Оборот розничной торговли рухнул на 24%. Сокращение объёмов жилищного строительства составило 36,5%.

Более-менее стабильно, в силу постоянного спроса на продукцию, чувствует себя наше сельское хозяйство. Однако мимо него не смогут пройти ни падение потребительского спроса, ни приближающиеся проблемы с закупками техники, которую станут меньше производить, и обеспеченностью комплектующими с ГСМ.

Отдельно стоит упомянуть состояние малого и среднего бизнеса вне зависимости от рынка, на котором он работает. Правительство явно игнорирует проблемы таких предпринимателей, и даже в так называемом «Общенациональном плане действий» МСБ практически отсутствует. А ведь малые и средние предприятия обеспечивают занятостью свыше 20 миллионов человек. Точнее, обеспечивали, не исключено, что половина этих людей уже потеряла работу или близка к этому.

В целом, в российской экономике, по данным одного исследования, каждая десятая компания уже сегодня близка к краху, а половина предприятий может не пережить тех «санитарных» ограничений, которыми власти продолжают накрывать нашу страну.

Здесь дополнительно подчеркну, что правительство никак не помогает экономике и даже наоборот. Есть мнение, что нынешний кризис во многом спровоцирован беспрецедентными мерами по борьбе с коронавирусом. Образно говоря, власти, гоняясь за комаром, параллельно разносят всю квартиру. И цена поимки кровососа по результату оказывается чрезмерной. Справедливости ради добавлю, что так поступают сейчас многие правительства.

В самом деле, в истории человечества, кажется, ещё никогда не останавливались целые индустрии и не обрекались в перспективе почти на полное исчезновение. Однако в таком режиме ни одна экономика существовать не способна.

Неудивительно, что кризисные проявления в реальном секторе непосредственно сказываются на жизни каждого из нас. Экономика уже не может давать работу: спрос на рынке труда снижается, в зависимости от федерального округа падение может достигать 20%.

И это ещё полбеды: экономика начинает избавляться от специалистов прямо миллионами. Так, согласно официальной статистике, за нерабочие дни количество безработных в России выросло почти на 30%. Количество стоящих на бирже труда возросло до 1,6 миллионов человек, и это не считая тех, кто остался без работы в «серой» зоне, был отправлен в неоплачиваемый отпуск или серьёзно потерял в зарплате. Есть такая цифра: 58% трудящихся страны за время «каникул» столкнулись с сокращением жалования. И, опять же, всё только начинается.

А если у людей нет работы, у них нет и достатка. Социология свидетельствует: в мае более 60% граждан отметили снижение своих доходов по сравнению с февралём. По данным ВЦИОМ, 70% трудящихся сейчас готовы найти дополнительное место приложения сил. То есть без того невеликие заработки людей просели, вынуждая граждан дополнительно нагружать себя. Отмечу и такой фактор, как нарастание тревожности в обществе: более половины наших соотечественников опасается потери если не всей, то некоторой части зарплаты.

Но цепочка на падении доходов граждан не заканчивается. Чем меньше денег в наших карманах, тем меньше у производителя шансов сбыть свою продукцию. По многим позициям спрос сейчас существенно ниже по сравнению с прошлым годом. По данным Сбербанка, граждане тратят на товары и услуги на 21-26% меньше, чем раньше. Экономия становится тотальной.

Всё перечисленное мы наблюдаем и переживаем уже сейчас. Но далее ситуация лишь усугубится. Кризис может затянуться на полтора-два года минимум, если, конечно, власти продолжат пассивно наблюдать за развитием событий.

В частности, рынок труда способен погрузиться в беспросветную депрессию, и, кажется, у аналитиков и официальных органов пока нет чёткого понимания, насколько всё будет плохо. ВШЭ ждёт роста безработицы в шесть раз до 5 с лишним миллионов человек, глава Счётной палаты Кудрин – до 9 миллионов, Национальное рейтинговое агентство – до 12,5 миллионов. Есть оценки и совсем ужасающие: незанятыми окажется 25 миллионов трудящихся.

Как бы то ни было, но по рынку труда почти все прогнозы отправляют нас в кризисные девяностые, когда без работы сидело более 15% граждан. Однако предупрежу, что нынешнее положение дел может оказаться ещё тяжелее, поскольку советское наследие проедено, и экономика держится преимущественно на сырьевом экспорте, а сколько рабочих мест он способен обеспечить?

По ожиданиям некоторых экспертов, если беспощадная борьба с коронавирусом, которую власти ведут без должной поддержки экономики и населения, продлится ещё пару месяцев, ВВП России упадёт на беспрецедентные 15%. Редкая война способна нанести экономике такую рану. Даже обычно оптимистичные официальные ведомства дают довольно мрачные прогнозы. Например, Минэкономразвития не исключает падения ВВП на 7,5%. Но предположу, что независимые экспертные оценки, вдвое умножающие данную цифру, могут оказаться гораздо ближе к реальности.

Как итог, по мнению член-корреспондента РАН Александра Широва, экономическую активность нам фактически придётся запускать заново. Причём целые отрасли придётся буквально возрождать к жизни: туриндустрию, гостиничный и досуговый бизнес, пассажирские перевозки и прочая и прочая.

Однако для достижения нужного результата государству придётся потратить до 8% ВВП, или 8 трлн рублей. Вот только одна проблема: пока действующее правительство совсем не демонстрирует готовности пойти на такие инвестиции.

В настоящий момент кабинет Мишустина обозначил намерение направить на поддержку экономики только от 2,5% до 2,8% ВВП, это даже не четверть требуемых вложений. Для сравнения: США направляют на восстановление 10% ВВП, Великобритания – 16%, Италия – 20%, Германия и вовсе 37% ВВП.

Как видно, предлагаемые правительством РФ меры спасения страны совершенно неадекватны складывающимся обстоятельствам. Складывается стойкое ощущение, что правительство просто рассчитывает переждать потрясения с минимумом издержек, а если генерирует идеи, то делает этой с критической задержкой. Но так работать нельзя!

К счастью для страны, у КПРФ есть детально проработанные предложения восстановления экономики России. И они особенно актуальны во время коронакризиса.

Первое и определяющее предложение – Госплан.

По большому счёту, властям следовало озаботиться внедрением стратегического планирования в свою деятельность задолго до прихода эпидемии. Но она ставит вопрос о возрождении данного ведомства прям-таки ребром, требуя незамедлительного ответа.

Потому что только специально уполномоченной структуре, сосредоточенной на подготовке стратегических программ развития и контроле над их исполнением, по силам выправить то положение, в котором оказалась Россия. Без Госплана, или Росплана попытки сделать это окажутся бессистемными и, следовательно, неудачными.

КПРФ заявляет о необходимости возрождения Госплана, справедливо апеллируя к опыту СССР. Советский Союз смог последовательно возродить страну из руин первой мировой и гражданской войны, преобразовать аграрную державу в промышленную, выдержать столкновение с нацисткой Германией и её сателлитами. А затем – снова преуспеть в восстановлении экономики государства, которое долгое время входило в число мировых лидеров.

Отмечу, что тот стратегический подход к развитию страны был позднее востребован и другими государствами. Ведомства, подобные Госплану, есть в составе правительств большинства индустриально развитых государств – это США, Япония, Франция. Работают свои «госпланы» и в управленческих структурах 147 транснациональных корпораций, успешно поделивших мировые рынки.

Напомню слова Альберта Эйнштейна: «Наступит день, когда все нации будут благодарны России за то, что она продемонстрировала практическую осуществимость планового хозяйства». Так в итоге и получилось, но, к сожалению, не на территории РФ, где чиновники продолжают игнорировать творческое наследие Советского Союза.

Ранее КПРФ уже находила понимание у высших должностных лиц России в вопросе восстановления Госплана. Но теперь одного понимания мало – нужны конкретные решения.

Второе предложение – радикальная реформа налоговой системы.

Если вкратце, её смысл – сокращение старых и невведение новых сборов. Это преобразование будет полезно как участникам экономики, так и населению страны.

Пересмотр принципов фискальной политики станет сильнейшим импульсом для промышленности России. Так, НДС, душащий бизнес и потребительский спрос, должен быть отменён. Необходимо ликвидировать и транспортный налог с системой «Платон» заодно. Конечно, требуется ввести прогрессивную ставку НДФЛ, а малоимущих полностью избавить от его уплаты.

Представьте, насколько легче станет работать нашим предприятиям и насколько вырастет покупательная способность населения, когда наши инициативы найдут применение.

Пока же правительство предпочитает шаги в обратном направлении. Упомяну идею главы Минтруда Котякова брать с зарплат дополнительный процент под видом «страхования от безработицы». И это в дополнение к тем 43%, которые граждане уже вносят во всевозможные фонды.

Властям тем более целесообразно перейти к пересмотру налоговой политики в сторону смягчения, что это снизит социальную напряжённость, в дополнение к улучшению климата в экономике.

Третье – сохранение уровня зарплат.

Это предложение во многом развивает предыдущее. Сейчас предприятиям важно получить хотя бы временную фискальную передышку, но то же верно и в отношении трудящихся. К примеру, почему бы не отказаться от взимания НДФЛ на период кризиса, что будет приятным дополнением к обнулению НДС и иных поборов.

Также эпидемия – хороший повод для того, чтобы полностью перезагрузить отношения по линиям работник – работодатель и работодатель – государство. Первому необходимо вернуть гарантии и на восьмичасовой рабочий день, в наше время редко когда соблюдающиеся, и на достойное вознаграждение, которое вряд ли возможно в нынешней налоговой системе. Также работники оценят по достоинству и восстановление влияния профсоюзов на работодателей. Те же, в свою очередь, должны получить от государства надолго установленные, стабильные правила игры без резких «реформ» в ущерб экономической деятельности

Есть такое понятие «человеческий капитал». К сожалению, либеральный режим воспринимает трудящихся как эксплуатируемый класс, не инвестируя в его развитие и социальный комфорт. А ведь именно люди – главная ценность России. И относиться к ней следует со всем уважением: обеспечивать выпускников вузов первым рабочим местом, предлагать специалистам программы трудоустройства и повышения квалификации, предоставлять гражданам приличное пособие на период временного бездействия и прочая и прочая.

Все эти меры, безусловно, укладываются в рамки предложения о гарантированном трудящемся уровне зарплат.

Четвёртое – развитие инфраструктуры экономики.

Наверное, уже все более-менее статусные представители либерального крыла успели отказать гражданам в получении так называемых «вертолётных денег». Однако почему власти не подходят к проблеме с другой стороны и не раздают нам «вертолёты» – то есть не создают условия для того, чтобы мы сами зарабатывали на жизнь?

Первейший ход здесь – снятие с реального сектора и населения многочисленных обременений. Как в виде упомянутых уже налогов, так и в виде недоступных займов на собственное дело и на личные нужды. Определённо, государству придётся поработать и над снятием административного гнёта – расплодившиеся «роснадзоры» и разрешающие органы по факту замораживают жизнь в стране, не способствуя эффективной профилактике техногенных аварий и иных эксцессов.

Оговорюсь, что властям не следует беспокоиться, что бюджет в результате реализации данного предложения КПРФ опустеет. Напротив, те самые «вертолёты» быстро гарантируют гражданам достойный доход, а предприятиям – возможность заниматься стабильной производственной деятельностью. Соответственно, госказна в перспективе получит источники стабильного поступления средств вместо нынешних усыхающих финансовых ручейков.

Очевидно, это предложение КПРФ касается и бюджетного правила, за которое правительство Мишустина держится с упорством, достойным лучшего применения. В экспертной среде уже стало общим мнение, что это правило должно быть скорректировано в имеющихся обстоятельствах. Но кабинет уклоняется от такого решения.

Инфраструктура экономики – это правовая и финансовая база для развития, без которой разнообразные правительственные меры обречены на крах. И мы настаиваем на её создании.

Пятое – распространение по России народных предприятий.

Это предложение является одним из важнейших для КПРФ, мы не прекратим добиваться его реализации. Ведь, как показывает мировой опыт и опыт уже работающих в России коллективных хозяйств, данная форма организации дела является, вероятно, самой эффективной в мире.

Народные предприятия чрезвычайно развиты в таких странах, как США, Финляндия, Испания, Япония, Южная Корея, Израиль. Кооперативный сектор вносит существенный вклад в ВВП этих и других государств, а также обеспечивает занятостью миллионы людей. Результативность коллективных хозяйств доказана эмпирически и научно обоснована. Нобелевский лауреат Элинор Остром давно доказала, что народные предприятия устойчивы к кризисам и максимально комфортны для работников. Последние являются совладельцами таких компаний, получая не только достойную зарплату, но и многочисленные бонусы, в том числе по выходе на пенсию.

Почему данные кооперативные единицы настолько хороши? Всё просто. Участники коллективных хозяйств работают на себя, на результат, позволяющий не только обеспечивать достойные зарплаты и инвестировать в социальную инфраструктуру, но и выигрывать экономическое соревнование у конкурентов.

НСНКП, президентом которого я являюсь, уже добился обратной связи от исполнительной власти, и заканчивает работу над юридической базой, способствующей распространению народных предприятий по России. Но вся эта работа могла бы принести плоды гораздо быстрее, если бы правительство двигалось в нашем направлении столь же активно, сколь мы пропагандируем коллективные хозяйства.

Шестое – стимулирование занятости.

Сокращение безработицы – один из наиболее сложных вызовов, стоящих перед нынешним правительством. Но, кажется, оно не способно на него достойно ответить. А всё потому, что не прислушивается к рекомендациям КПРФ, они же таковы.

Главный инструмент для обеспечения людей работой – новая индустриализация. Только форсированное развитие обрабатывающих отраслей промышленности способно привлечь миллионы рабочих рук. А вот нынешняя модель «сырьевой экономики» на такое не способна.

Другая часть проблемы – десятки миллионов наших сограждан вынуждены либо трудиться не по специальности, хватаясь за любую возможность заработать и не находя себя в том деле, которому обучались. Соответственно, властям следует заняться устранением перекосов на рынке труда, в том числе и через возрождение системы профессионального образования.

Добавлю, что вопрос стимулирования занятости напрямую касается предложения №1 – о Госплане. Такая структура сможет разработать детальный план и индустриализации, и движения кадров по экономике.

Также данное предложение гармонично увязывается с предыдущим, касающимся народных предприятий. Ведь компании коллективной формы собственности предпочитают не прибегать к увольнениям, а изыскивают способы сохранить коллектив, в частности, за счет повышения мастерства сотрудников, их переквалификации и так далее.

То есть КПРФ предлагает системное решение проблемы занятости граждан, не ограничиваясь линейными инициативами.

Седьмое предложение КПРФ – стимулирование спроса.

Отсутствие у нас прямой и достаточной материальной поддержки населения – тема болезненная. Между тем, без её обеспечения мы не сможем решить задачу восстановления потребительского спроса.

Что же касается озвученных властями опасений всплеска инфляции, они беспочвенны. Если в двух словах, то программа количественного смягчения с выкупом обязательств правительства Банком России не приведёт к обесцениванию национальной валюты, поскольку будет происходить в условиях шокового сжатия спроса. Пока же население продолжает испытывать шок обнищания.

Но даже без непосредственных выплат гражданам у властей есть достаточно инструментов для стимулирования покупательской активности. Вышеупомянутая отмена НДС, случись она сейчас, сделала бы цены на товары и услуги гораздо привлекательнее, то же касается и отказа от транспортных сборов. Соответственно, пересмотр фискальной парадигмы подстегнул бы и экономическое развитие, поскольку выросший спрос нуждается в должном предложении.

Наконец, восьмое предложение – инновационный прорыв.

Сразу оговорюсь, что это предложение направлено не на ближайшую перспективу. К сожалению, Россия до сих пор не в состоянии восполнить устойчивый дефицит простейших товаров – медицинских масок и средств дезинфекции. Что уж говорить о более сложной продукции.

Однако не ставить амбициозные задачи – значит навсегда остаться на задворках цивилизации. СССР когда-то занимал ведущие позиции в космосе, науке, образовании и так далее. То есть в тех сферах, которые обеспечивают данный прорыв. И России следует озаботиться их восстановлением, направляя на возрождение тех же науки и образования не менее 7% ВВП.

Успешный запуск новой индустриализации на базе инноваций будет также невозможен без планомерных капиталовложений в высокотехнологичные индустрии. Станкостроение и биотехнологии – вот пара примеров, и пока Россия не может похвастаться данными индустриями. Первой – уже, потому что советское наследие разрушено почти на 100%, второй – пока, потому что отставание от развитых государств составляет годы. Но этими двумя отраслями дело, конечно, не может ограничиваться. Также нам необходимы собственные робототехника, микроэлектроника и прочая.

Вообще, так называемая «экономика услуг», не говоря уже об «экономике трубы», показывает полную несостоятельность при столкновении с эпидемией и «самоизоляцией», а вот диверсифицированный, построенный на передовых технологиях реальный сектор – исторически более устойчивый к подобным шокам «жанр».

Но реализовать данное предложение не получится в отрыве от реализации прочих инициатив КПРФ – касающихся Госплана, народных предприятий, фискальной системы и так далее.

И вот мы подходим к естественному выводу из всего сказанного. Он такой:

России необходимо правительство народного доверия!

Нынешний состав кабинета очевидно не справляется с работой и предпочитает игнорировать разумные предложения, в том числе, исходящие от КПРФ. Значит, России необходимо новое правительство, готовое и способное к решительным переменам во благо страны и граждан. Предложения уже озвучены, пора приступать к их воплощению в жизнь.


Ньюсмейкер: Секретарь ЦК КПРФ П.С. Дорохин — 132 публикации. Вы можете направить ньюсмейкеру обращение, заявку
Сайт: kprf.ru/dep/gosduma/activities/195048.html
Поделиться:
Ваше мнение
Изменились ли и как условия ведения бизнеса после отмены ограничений по коронавирусу?
 Ухудшаются
 Улучшаются
 Не меняются
 Затрудняюсь ответить
Предложите опрос